Четверг, 16.05.2024, 17:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Колпеницкая базовая школа

Форма входа

Проект "Одаренные дети"

                                                                       Введение
Среди самых интересных и загадочных явлений одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее развития волновали педагогов, родителей на протяжении столетий.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одаренными детьми. Будущее любой страны зависит не столько от ее политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одаренных людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Объективно необходимо целенаправленное выявление и обучение одаренных школьников, так как оно способствует формированию будущей нации. Как заметил американский психолог К.Тейлор: « Значительные преимущества будут за теми государствами, которые сумеют как можно раньше опознать творческие личности и создать самые благоприятные условия развития их потенциалов». Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем. 
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач Республики Беларусь. Однако практика показывает, что работа с одаренными детьми должна вестись на высоком уровне, а в связи с этим требуется серьезная просветительская работа среди учителей, работников образования, родителей с целью формирования представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.
Развитие одаренных детей – главный этап при работе с ними. Не загубить талант, а дать ему развиться, помочь, поддержать – вот что важно для педагога.
Развитие одаренных детей – задача, на мой взгляд, каждого учебного заведения, каждой школы. Особенно это ощущается в малокомплектной школе, где в классах небольшое количество детей. Соответственно выделяется небольшая группа детей, которая способна заниматься дополнительно, самостоятельно добывать какие-то сведения, выполнить какую-то работу, в олимпиаде участвует один-два человека, причем по всем предметам. Таким образом, вырисовывается проблема: как выявить детей в малокомплектной школе, способных к подобного рода занятиям, развить и поддержать их интересы и склонности?  

  I. Психология одаренности
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованной деятельностью ребенка. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.
В качестве одной из причин отсутствия проявления того или иного вида одаренности может быть недостаток соответствующих знаний, умений и навыков. Стоит такому ребенку их освоить, как его одаренность становится явной и очевидной для педагога.

Креативность
Креативность («творческость») – одна из важнейших характеристик одаренности. Творчество – составляющее всех наук и искусств, всех изобретений человеческой цивилизации, форм жизни людей. Расположенность к творчеству – высшее проявление активности человека, способность создавать нечто новое, оригинальное, она может выступить в любой сфере человеческой деятельности. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит возникновение, открытие чего-то нового.
Вместе с тем креативность – это не то же самое, что высокий уровень интеллекта. Исследования показали, что оценка интеллекта традиционными методами не позволяет непосредственно судить о творческих возможностях.
«Творческость» означает прежде всего особый склад ума, особое качество умственных процессов. При этом установлено, что никакое отвлеченное познание не может быть продуктивным в полном отрыве от чувственного. 
Признаки одаренности
Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Признаками в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность четким образом планировать предстоящую деятельность, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении.
В учебной деятельности одаренные дети отличаются тем, что:
1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда – постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Признаки одаренности по А.И.Доровскому приводятся в таблице (приложение 1).

Виды одаренности
Одаренность зависит от личностной направленности, основной жизненной позиции, индивидуальности. Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Общие предпосылки одаренности – повышенная активность и особенности саморегуляции. Различают следующие виды одаренности (по В.И.Панову):
  Общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Предположение о существовании общей одаренности выдвинул в середине XIX века английский психолог Ф.Гальтон.
  «Художественная» одаренность – музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии. Выделяют художественно-изобразительную, художественно-литературную и музыкальную одаренности.
  «Практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р.Стернберг называет знание слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания.
  Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки.
  Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.
  Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических. Творческих.
  Интеллектуальная одаренность – способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье – «умники» и «умницы», а в школе – отличники, но среди них есть такие, которые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.
  Академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности.
  Психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений.
  Социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.
  Скрытая одаренность – позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.
II. Выявление и определение одаренности ребенка
 Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Заметную роль в своевременном обнаружении одаренности ребенка могут сыграть:
- семейные врачи или педиатры, которые по роду своей службы имеют возможность наблюдать за ребенком с самых первых дней его жизни;
- социальные работники;
- библиотекари, работники детских учреждений и другие лица, которые в силу выполнения своих служебных обязанностей находится в постоянном контакте с детьми.
 Определение одаренности ребенка – сложная задача, при решении которой необходимо использовать как результаты психологического обследования, так и сведения о школьной и внешкольной деятельности ребенка.
 Творческие способности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они не всегда отражены в тестах интеллекта, обучаемости. При выявлении одаренных детей более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов:
 Различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, внешкольной деятельности и т.п.);
 Специальные психодиагностические тренинги;
 Экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями;
 Проведение « пробных» уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно – ориентированные занятия;
 Экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;
 Организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.
 Проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности.
Первичная педагогическая диагностика уровня развития детской одаренности
Класс __________________ учебный год ______________________
ФИО Учебные характеристи
ки Мотивационные характеристики Творческие характеристики Черты личности Всего баллов
   
   
   
 Эта шкала поможет определить степень развитости определенных черт личности учеников. В этом помогут наблюдательность, знание детей и объективность.
 Перед вами список черт, степень выраженности которых нужно оценить у каждого ребенка по следующей уровневой системе:
 3балла – данная черта проявляется всегда;
 2балла – данная черта проявляется часто, но не всегда; 
 1балл – данная черта проявляется, но достаточно редко;
 0баллов – данная черта не проявляется совсем.
Учебные характеристики:
1. Имеет большой запас слов.
2. Владеет большим объемом информации и свободно рассуждает на различные темы.
3. Понимает смысл и причины действий людей и вещей.
4. Является живым наблюдателем: « видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие.
5. Поступил в данный класс, имея способности читать больше, чем это требуется в этом возрасте.
6. Показывает быстрое понимание арифметики.
Мотивационные характеристики:
1. Настойчив в поисках решения задания.
2. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела.
3. Обычно прерывает других.
4. Прилагает усилия для завершения действия.
5. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителя.
6. Упорный в отстаивании своего мнения.
Творческие характеристики:
1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов.
2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям (« интересно, что бы случилось, если…»).
3. Часто предлагает необычные ответы, обладает богатым воображением во время рассказа своих историй.
4. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористическими, получает удовольствие от игры слов.
5. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказательства.
6. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный порядок.
Черты личности:
1. Самооценка. Реальная оценка своих личностных качеств и способностей. Ребенок знает свои «сильные» и «слабые» стороны, учитывает их в своей деятельности и общении с другими людьми. Например: « Я не буду рисовать трактор, потому что я не умею рисовать машины».
2. Старательность. Стремление ребенка доводить результаты своей деятельности до соответствия самым высоким стандартам. Очень старательный. Например, ребенок учится писать. Он будет настолько долго и тщательно выводить буквы по нескольку раз, что даже ваша похвала его не остановит.
3. Демонстративность. Желание всегда быть в центре внимания. Ребенок стремится любой ценой привлечь внимание взрослых и сверстников. Например: « Посмотрите, что я сделал и какой я!»
4. Эмоциональность. Восприимчивость, чувствительность к явлениям окружающего мира. Выражается в экспрессивных реакциях ребенка или, наоборот, в излишней тревожности. Например: « Как вы могли не полить цветок, ведь он теперь умрет от жажды!» 
5. Произвольность поведения. Умение подчинять свои желания и свое поведение в соответствии со сложившимися обстоятельствами или моральными нормами. Способен быстро концентрироваться, настраиваться на деятельность и долгое время ею заниматься, не отвлекаясь. Например: «Я не буду шуметь, так как это мешает другим людям». Или другой случай: ребенок бегает на перемене, но звенит звонок, и он уже готов заниматься.
6. Способность к оценке. Критичность мышления. Выражается в способности ребенка отличать положительные и отрицательные стороны деятельности и поведения других людей. Например: « мне нравится машина, которую сделал Сережа, потому что у нее ровные колеса и кузов с кабиной подходят друг к другу по размеру».
Оценка общей одаренности
( С.Н.Куровская)
 Данная методика предназначена для родителей
Инструкция: « Вам предстоит оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
0 – сведений для оценки данного качества нет ( не имею);
1 – четко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому;
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому;
3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
5 – оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;  
Любознательность. Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасающей исследовательской активности .
Сверхчувствительность к проблемам. « Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Данное качество проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
 Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
 Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдаленных во времени последствий относительно элементарных событий до возможности прогноза социальных явлений.
 Словарный запас. Богатый словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
 Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании слов для обозначения новых, введенных детьми понятий или придуманных ими событий.
 Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
 Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности ребенка. Проявляется в играх и самых разных видах деятельности ребенка.
 Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, к четкому изложению своих мыслей. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
 Настойчивость (целеустремленность). Способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
 Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до уровня, соответствующего самым высоким стандартам.
 Обработка результатов. Отметки внесите в таблицу. Естественно, результат будет более объективен, если эти отметки , независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Качество Отметка
Любознательность  
Сверхчувствительность к проблемам 
Способность к прогнозированию 
Словарный запас 
Способность к оценке 
Изобретательность 
Способность рассуждать и мыслить логически 
Настойчивость (целеустремленность) 
Перфекционизм  

III. Развитие одаренности
 Существует распространенное мнение, что творческий потенциал не может быть развит, возможно лишь его освобождение. Однако опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий и способностей в различных сферах деятельности демонстрирует рост показателей творческого мышления, а также появления и усиления таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность творчества.
 Условия развития творческой одаренности ребенка:
 Необходимо создать благоприятную психологическую базу для его поисков;
 Поддержать стремление к творчеству;
 Быть терпеливым к странным идеям ребенка;
 Оставлять одного и позволять заниматься любимым делом;
 Помочь удовлетворять основные психологические потребности ( создать ощущение безопасности, сформировать чувство любви, уважения к другим людям).
Также важными условиями творческой реализации одаренных детей является, во-первых, поддержка их увлечений со стороны взрослых, во-вторых, повышение уровня их интеллектуальных способностей и, в-третьих, опыт проживания и обучения в других странах (ранее владение иностранными языками).
 Для развития творческих способностей разработано огромное количество концепций и методик. Число их столь велико, что даже назвать их все не представляется возможным. Многие хорошо известны. Поэтому остановимся лишь на некоторых, не очень распространенных:
 «Метод шести думательных шляп» Эдварда де Боно
 Изменения в повседневной жизни
 Приемы творческого воображения
 Аналогии
 Преувеличение и преуменьшение
 Акцентирование
 Типизация
( Описания методик приводятся в приложении 2)
IV. Выявление, определение, развитие одаренности ребенка в условиях малокомплектной школы (проект)
 Выявление, определение, развитие одаренности ребенка проходит несколько этапов:
1. На этом этапе проходит опрос родителей детей. Предлагается опросник, в котором родители определяют склонности своего ребенка. Можно предложить этот же опросник и детям, а потом сравнить с ответами родителей и выявить склонности. Этот опросник хорош тем, что не требует специальной психологической подготовки, он не унижает личность ребенка, носит визуальный характер. (Приложение 3)
На этом этапе проходит и опрос учителей с целью выявления психологической готовности к работе со способными детьми. (Приложение 4)
2. После того, как выявили склонности каждого ребенка, учителю-предметнику предлагается разработать индивидуальную программу развития ребенка в данном направлении. Например, если у ребенка выявились склонности в гуманитарной сфере, то программы разрабатывают филологи.
3. Все материалы, которые были подготовлены, позволяют составить школьный план по поддержке талантливых и одаренных детей. (Приложение 5)
4. Ученикам младшего школьного возраста необходимо предоставить возможность для развития креативности. Детей этого возраста надо учить пользоваться данными умениями, способностями и развивать их. Учитель проводит первичную педагогическую диагностику уровня развития детской одаренности (см. выше) (метод наблюдения). На основании этой диагностики учитель развивает склонности ребенка. Предлагается несколько занятий по программе для развития креативности у детей младшего школьного возраста. (Приложение 6)
5. В школу дети приходят из детского сада, поэтому развитие креативности должно начинаться именно там. Воспитатели методом наблюдения должны выявить склонности ребенка и развивать их. Когда ребенок приходит из детского сада в школу, процесс развития должен продолжаться. Для этого воспитатели должны предоставлять сведения о развитии детей. Эти сведения должны вноситься в «банк данных». И когда учитель набирает детей в первый класс, он уже знает, какие дети к нему пришли и в какой сфере необходимо развивать ребенка.

Заключение
 Таким образом, если работа будет начинаться в детском саду и поэтапно будет переходить, то у детей будет достойная поддержка для удовлетворения их потребностей, склонностей. Повысится, прежде всего, уровень знаний, больше появится детей, обучающихся на высоком уровне; активнее дети будут участвовать в интеллектуальных конкурсах (самое главное, что детям будет интересно участвовать); повысится участие в олимпиадах разного уровня; в конечном итоге, повысится результативность исследовательских работ. Очень хорошо сказал Н. Энкельман: « В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь из них развить».  

Литература

1. Бабаева, Ю.Д. Психология одаренности детей и подростков / Ю.Д.Бабаева, Н.А. Лейтис. М., 1996. 408с.
2. Куровская, С.Н. Одаренный ребенок и семья / С.Н.Куровская, В.П.Тарантей. Мозырь 2006. 157с.
3. Малахова, И.А. Развитие личности. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А.Малахова. Мн.,2002. 157с.
4. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования / Н.А.Сакович. Мн.2003. 57с.
5. Семененя, И.И. Психологические основы взаимодействия учителя с одаренными детьми / И.И.Семененя. Мозырь 2997. 72с.

Приложение 1

Возраст Признак одаренности
Раннее детство
(1 -3 года) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений. Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, которая интересна. Способность к рисованию, музыке, счету. Нетерпеливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия
Дошкольный период
( 4 – 7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через этажи), яркое воображение. Нечеткость в разграничении реальности и фантазии: преувеличенные страхи, тонкая моторная координация, предпочтение общества старших детей и взрослых. Доброта, открытость, понятливость. Превосходное владение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность, изобретение собственных слов склонность к активному исследованию окружающего. Острое реагирование на несправедливость
Школьный период
( 8 – 17 лет) Успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности. Потребность в коллекционировании, классификации, принятие сложных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышления выраженная установка на творческое выполнение заданий. Владение основными компонентами умения учиться, оригинальность словесных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятельности.
Взрослый период
( после 18 лет) Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах действий. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредственное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Нетерпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении. 

Приложение 2

Методики развития творческих способностей
 « Метод шести думательных шляп» Эдварда де Боно
 Для того чтобы научиться решать творческие задачи, автор предлагает не пытаться сделать все сразу, а выполнять по одному мыслительному действию за один раз. Всего предлагается шесть разноцветных шляп, каждая из которых символизирует определенный тип мышления.
Почему используются именно шляпы? Автор подчеркивает, что головной убор – это то, что указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек. Судите сами: мы можем надеть бейсбольную кепку, солдатскую пилотку или косынку медсестры – и каждый из этих головных уборов предлагает нам новую социальную роль, что, в свою очередь, изменит наш взгляд на мир. Важно и то. Что шляпу можно легко снять.
 Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима?
 Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы?
 Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея?
 Желтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы результаты? Стоит ли это делать?
 Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможность альтернативы. Что можно предпринять в данном случае?
 Синяя шляпа – размышления. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. 

 Изменение в повседневной жизни
Многие люди в повседневной жизни ведут себя как жуткие консерваторы и при этом наивно полагают, что в каких-то глобальных делах они могут достичь вершин творчества. При этом давно замечено, что один из самых простых способов повышения своего творческого потенциала – постоянные изменения в повседневных мелочах. Вот простое упражнение для повышения своих творческих возможностей – человеку предлагается, например, найти сто способов изменить что-то в своей жизни: почаще менять имидж (прическу, одежду); переставлять мебель; менять маршрут движения на работу ( в школу); свое место за столом на кухне или в столовой и т.п.
 Приемы творческого воображения
- склеивание. Самый простой способ творческого воображения. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд и мифов. Таких, например, как дракон, кентавр, русалка и т.д.
Пример задачи с использованием этого приема: мысленно соединить части различных животных, попробуйте составить из них живое существо с новыми необычными свойствами. Это задание станет более сложным и интересным, если его нарисовать. Например: « Большой и добродушный , как бегемот, плавает, как рыба, летает, как птица» и так далее.
 Аналогии. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие, как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами.
Обратимся к заданиям, позволяющим развить эту способность. Есть такое направление в архитектуре – биоархитектура. Его основная задача – научиться строить по принципам, заложенным в природе. Например:
-рассмотрите шишку хвойного дерева, чешую рыбы и попытайтесь определить, в каких известных архитектурных сооружениях использовался этот прием (Покровский собор в Москве; Театр оперы и балета в Новосибирске);
- подберите фотографии зданий, на форму которых оказал влияние пейзаж;
- нарисуйте дом, который бы вы построили в пустыне, в горах, на равнине, в джунглях ив других местах.
 Преувеличение и преуменьшение также относят к приемам творческого воображения. Путем преувеличения, как и путем преуменьшения, можно создать новое.
Потренировать эту способность можно с помощью игры – «Очень правдивые истории». Можно попросить рассказать о каком-то событии, что-то преувеличив, а что-то преуменьшив. Еще одно задание – предлагается сочинить такую историю, какой никогда не было и не могло произойти.
В качестве примера такой истории приведем отрывок из стихотворения поэта В.Лунина:
Я однажды видел сам:
  Як летел по небесам.
  Ястреб плавал в океане.
  Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил.
  Язь в лесу грибы удил…
  Я не вру, поверьте мне,
  Я видал это во сне.

 Анкетирование. Умение подметить и выделить главное называется анкетированием. Это еще один из приемов творческого воображения. Он очень близок предыдущему, но здесь важно не преувеличить или преуменьшить, а подчеркнуть самое главное:


Задания: 
- расскажите о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы Яги, Ивана Царевича и др. 
  - отметьте главные отличительные черты дизайна старинных 
  автомобилей. 
   
 Типизация. Одним из самых сложных приемов творческого воображения считается «типизация». Этот прием практически не используется в технике, но в художественном творчестве он является основным.
Задания:
- сложив в несколько раз листок цветной бумаги, мы можем вырезать из него снежинку; если вырезать несколько разных, то можно посмотреть, какая из них больше похожа на настоящую – более типична;
- нарисуйте врача, художника, президента, летчика, лесника и т.п. Расскажите о своем рисунке, какие черты вы выделили у представителей этих профессий.

Приложение 3
Инструкция для родителей

 Чтобы дать Вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей Вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов. Подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Для большей объективности сравните его с другими детьми того же возраста.
 На бланке ответов запишите свою фамилию. Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится ( с Вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке (-); если нравится (+); очень нравится (++). Если по какой-либо причине Вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.
 Каждый вопрос начинается со слов «Нравится ли…»
1. Решать логические задачи на сообразительность
2. Читать самостоятельно (слушать, когда ему читают сказки, рассказы, повести и др.)
3. Петь, музицировать
4. Заниматься физкультурой
5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры
6. Читать (слушать, когда читают) рассказы о природе
7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу)
8. Играть с техническим конструктором
9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами
10. Самостоятельно рисовать
11. Играть в спортивные, подвижные игры
12. Руководить играми детей
13. Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми
14. Ходить в магазин за продуктами
15. Читать (слушать, когда читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных)
17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы
18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам
19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми
20. Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных
21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи)
24. Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества
25. Читать (слушать, когда читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи
26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (у
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz